В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

психолог | 03.ru - медицинские консультации онлайн

 

психолог

07:07 18-12-2008 / мария, обратиться

Здравствуйте. я очень раздражительная меня все нервирует как с этим бороться

Ответы

# 13:35 18-12-2008 Злата, обратиться
Раздражительность... Это состояние человека, при котором его психологические реакции (поведение) неадекватно раздражителю, а именно намного выраженнее, чем того "требует ситуация". В бытовом понимании - это когда человек "срывается" на пустяках.
Само определение раздражительности уже говорит о подсознательной значимости этого понятия. Раздражитель - реакция, стимул - ответ, условный рефлекс. Основной процесс при этом - процесс раздражения. Такой же биологический, как и в известном опыте, когда одноклеточную амёбу колют иголочкой, а она в ответ сокращается...
Если Вас что-то или кто-то раздражает - это значит, что Вы реагируете, а точнее допускаете реакцию со стороны своего подсознания, "потворствуете" ей. Раздражение всегда имеет эмоциональный оттенок. Иногда раздражение переходит в агрессию, злобность, ненависть, когда внутри всё закипает и требует выхода - в виде крика или резкого движения...

Раздражение - это несовпадение, несоответствие желаемого и реального. Есть разные оттенки и степени раздражения. Например, человек хочет-желает одно, а его окружает совсем другое - совсем не то, что ему требуется. Вместо "Ламборджини Дьябло" - старенький "жигуль", вместо банковского счёта в Швейцарии - сберкнижка, вместо бассейна с домом на Карибах - лужа перед подъездом... Хочет одного, а имеет другое. Это неприятно, это вызывает раздражение, но с этим можно жить, с этим можно смириться и даже научиться не обращать на это внимание, а со временем и вообще перестать думать об этом - и раздражение пройдёт... Но раздражение не пройдёт, в случае когда соседи сверху устроили вечеринку на всю ночь, сосед по купе в скором поезде начал сильно храпеть, а телефонный хулиган позвонил в пятнадцатый раз... Наверное каждый человек имеет свой предел терпения, тот рубеж, преступив который Вы вызовете реакцию в виде раздражения. Итак, раздражение - это эмоциональная реакция на несоответствие окружающей действительности внутренним требованиям человека

Несоответствие внутренним требованием - это та же разность потенциалов, которая толкает человека на выполнение определённых действий. Если эти действия по каким-либо причинам не могут быть совершены - появляется раздражение, и оно усиливается прямо пропорционально неспособности человека повлиять на ситуацию... В итоге человек становится пред выбором либо принять обстоятельства (ситуацию), либо далее продолжать попытки привести окружающее в соответствие своим внутренним требованиям. Рецепт американского счастья: "Если ты не можешь изменить обстоятельства - смирись с ними!" Главное - не нервничай, ведь невроз развивается именно тогда, когда человек не в силах что-либо изменить, тем не менее не принимает это что-либо. Оно его не устраивает. Раздражение вырастает до громадный размеров. Человека начинает не устраивать абсолютно всё, не устраивает работа, дом, жена(муж), весь мир... Именно тогда появляется раздражительность - малейший пустяк и "человек выходит из себя", устраивает истерику, кричит, стучит - вообщем, не контролирует свои действия...

Как же преодолеть раздражительность, как научиться не раздражаться?

Разум человека так устроен, что он постоянно генерирует внутренние требования - создаёт разность потенциалов... Если Вы начали чувствовать раздражение, постарайтесь определить какие именно внутренние требования Вы не можете реализовать. Именно Ваши внутренние требования, так как осознанный выбор и интерес никогда не вызовут раздражения. Требования, долженствования, обязанность, ответственность, дискомфорт под маской желаний, потребности - всё, что изначально вызывает напряжение будет вызывать раздражение, особенно если напряжение невозможно снять быстро.

Природа жестока - борьба за существование и естественный отбор лежат в основе эволюции. Человеческое сознание появилось в результате биологического, животного напряжения-раздражения... Как природе объяснить бессловесной твари, в чём суть жизни - зачем это всё происходит, что требуется от неё? Никак, только с помощью напряжения-раздражения. И в отношении человека также продолжает действовать политика кнута и пряника. Раздражение - это кнут. Стимул-реакция. И реакция уже заранее запрограммирована.

Возможно ли, чтобы раздражение было осознанным выбором человека? Вам интересно испытывать раздражение? Нет, не интересно... Раздражение - это то, что происходит с человеком. Раздражение может захватить чувства и ум, совершить действия, о которых человек ещё долго потом будет жалеть. Если Вы испытываете раздражение - Вы уже не правы. "На меня что-то нашло", "это был не я", "бес попутал" - действительно, в момент раздражения Вы не осознанны, Вас фактически нет - есть биологическая реакция... Поэтому выход в том, чтобы научиться отслеживать и различать раздражение и своё собственное существование - не путать эти понятия. Качество Вашей жизни - это качество тех эмоций и чувств, которые Вы испытываете. Заблуждение думать, что это качество зависит от внешних обстоятельств - только от Вас, от Вашего интереса к Жизни, от Вашего творчества, от Вашего сотрудничества - это и есть пряник эволюции...
Не знаете как его скушать? :) Возможно, это получится у Вас в кабинете врача-психотерапевта.

Как победить раздражительность
Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них - это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная - это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: "Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души" (преподобный Иоанн Лествичник).
Почему, работая в больнице, люди так часто побеждаются раздражительностью? Это случается не только в больнице, но и в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, - тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются - а больные люди очень часто бывают раздражительны, с них нельзя требовать мирного устроения, - то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени.

В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Когда же мы оказываемся в больнице, то здесь проявляется наше истинное устроение. В больнице человек наконец может понять, что же он собой представляет. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу.

Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом.

Вторая, средняя степень - "молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров", т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается.

Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти.

Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев - проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием.

Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью.

"Говорит нам гнев: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением". (Прп. Иоанн Лествичник)

Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех.

Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг - дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам.

"Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)". (Св. Варсануфий Великий)

Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, - такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который и сам трудился в монастырской больнице: "Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага".

В больнице человек должен помнить, зачем он туда пришел. Он пришел туда, чтобы служить другим. Что такое больница? Это не просто грязь, не просто какое-то казенное учреждение, где нет комфорта и уюта. Больница - это место, где собраны люди, нуждающиеся в помощи. И мы приходим туда именно к этим людям, приходим ради них.

Болезнь, неустроенность души и жизни в больнице вызывает у пациентов недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать.

Мы идем в больницу, чтобы научиться смирению, целомудрию, милосердию. А, по слову аввы Дорофея, "кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним - скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, - без смущения переносит все это, помня свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному".

И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему.

"Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе". (Св. Иоанн Пророк)

Случается, что у работающих в больнице раздражение вызывают не больные, а те, кто трудится рядом. Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания - такие же несовершенные, как и мы - они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек - это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять "с лету", но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники - такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным - как можно больше слушаться.

"Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения". (Авва Дорофей)

И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви... Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить.

Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: "Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: "Зачем ты не любишь меня?" Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви".
Подобно другим болезненным симптомам, чрезмерная ранимость и связанная с нею повышенная раздражительность могут иметь разное происхождение. В качестве примера рассмотрим один частный, но весьма часто встречающийся механизм формирования этой проблемы, когда причиной является застревание в роли ребёнка или раннего отрока, конфликтующего с родителем. Как правило, содержание такого конфликта сводится к тому, что ребёнок (отрок) отвергает напрасные с его точки зрения нравоучительные укоры родителя. Подобный тип отношений исключает возможность полноценного удовлетворения в детстве потребности в родителях, так что постоянное обращение к ней и вызывает застревание. Вследствие же застревания основным мнимым партнёром (партнёром по внутреннему диалогу) остаётся родитель, даже если фактически связь с родителями прервана или их уже нет в живых. Ввиду такого постоянного неосознаваемого нравственного самообвинения человек и оказывается повышенно чувствительным к любым обвинениям со стороны окружающих. В таком случае исправить положение можно только путём осознания проблемы и освоения более взрослых ролей.
# 02:24 21-12-2008 Лена, обратиться
Во истину: каков вопрос - таков ответ....
# 10:42 23-12-2008 Ева, обратиться
Уважаемая Злата,Прежде чем давать Ваши советы, Вы хотя бы уточнили, верующий человек или нет. Знаете, к чему может привести молчание, смирение, подавление отрицательных эмоций у человека неверующего? К неврозу....Тип поведения Вами описанный при раздражении подходит только людям, достигшим высокой степени духовного развития, и к святым конечно же. У людей, которые могут легко прощать, которые внутренне спокойны, смиренны, что возможно лишь после достижения внутренней гармонии и любви ко всем людям. Много Вы знаете таких людей? Чтобы вести себя таким образом нужно сначала стараться жить по заповедять, ходить в церковь, постоянно духовно совершенствоваться. А потом как результат, может появиться такое поведение, какое Вы описываете, но только лишь после долгого труда. Поэтому давать такие рекомендации мирскому человеку мне кажется неуместным. Также и по другим пунктам можно бы было продолжить.... Сначала Марии нужен психотерапевт, чтобы разобраться в причинах. Может, у неё гормональные проблемы, либо переходный возрост, либо ещё что-нибудь. Потом нужно учиться, как выражать свой гнев и раздражительность, может и успокаивающие травы попить. И если она не верующая, поискать путь к Богу, задуматься, если верующая- тогда в церковь с мудрым священником посоветоваться. Но предлагать человеку такой тип реагирования, не узнав подробностей его жизни, мне по меньшей мере кажется странным.

Ответить

Имя

Населенный пункт

Captcha

<== Цифры на картинке слева:
Получать ответы на e-mail:

  Подписаться без сообщения


Rambler's Top100