Век живи - век учись: )
Оказывается, есть науки:
собриология — наука о путях отрезвления;
валеология — наука о здоровом образе жизни;
а алкология — суть наука о социальных аспектах потребления алкоголя.
http: // info. sandy. ru/ socio/ public/ optimal/ seminars/ Sevastopol_sem_2004. html
А вот еще очень любопытный материал, главы из книги Джоэл Крамер и Диана Олстед "Маски авторитарности: Очерки о гуру"
"Кто контролирует ситуацию: Авторитарные корни зависимости":
http: // info. sandy. ru/ socio/ public/ rpec/ books_on_cults/ Kramer_J_Alstad_D_Guru_Papers/ Kramer_J_Alstad_D_Guru_Papers_18. html
Далее, критику "разделения" личности в этом материале можно отнести и к отечественной модели "защит- кодировок", также имхо далеких от развития "доверия к себе": )
# ## Если бы моральный кодекс или философия жизни были достаточными, чтобы преодолеть алкоголизм, многие из нас уже давно могли бы выздороветь. Но мы обнаружили, что никакие моральные кодексы и философские концепции не помогают, как бы мы ни старались. Мы могли бы обратиться к морали или найти утешение в философии, но ни в том, ни в другом не было необходимой силы, как бы мы этого ни жаждали. Наши внутренние резервы, во главе с волей, оказались недостаточными, для них это была непосильная задача. ## #
"мы обнаружили, что никакие моральные кодексы и философские концепции не помогают, как бы мы ни старались. " - и поэтому создали свой моральный кодекс: )
Кстати, эта статья не являются литературой АА, некошерная, так сказать.
Причем - это именно не просто методология, а философия, поскольку предполагает помошь "Высшей Силы" в решении таковых проблем, и постулируется тем самым некий филосовский принцип, что религиозное обращение (равно как и "моральная переоценка жизни") способно излечить от алкоголизма. Глава "к атеистам и агностикам" выглядит в этом аспекте как- то. .. неуверенно.
Вообще в тексте "Большой Книги АА" Богу уделяется даже больше внимания, чем собственно проблеме алкоголя: ) И собрания начинаются с зачитывания "Текстов Писания", типичный религиозный ритуал. И заканчиваются групповой молитвой взямши за руки.
И не зря же гуманисты, атеисты и агностики в Штатах формируют альтернативные АА методы и группы вроде SOS, SMART и RR - так как культовый элемент слишком силен в АА (об этом же кстати пишут и авторы приведенной недавно главы об авторитарных моделях зависимости).
Что до "книг на диване" - да в АА БК цитируется с такой же частотой как Библия у христиан: ) Ты же сам частенько приводишь цитаты из АА- шной литературы. И "ветераны" постоянно рекомендуют новичкам "читать БК". И где это не филосовско- моральный кодекс?
Что до смены убеждений во взрослом возрасте - а мало ли людей уже в зрелом состоянии влетают в секты, религии, меняют политические убеждения, и вовсе не потому что новые "помогают" кстати. Часто потому, что старые перестают по тем или иным причинам работать. То есть прежде всего - состояние внутреннего кризиса "адепта". Причем, это не плохо - иначе не было бы развития личности, плохо это только тогда, когда происходит без критического осмысления новых догм или принципов. Как правило это многофакторный процесс, где книги на диване также имеют значение - но большее - вхождение в ту или иную среду, "группу единомышленников" с достаточно сильной в плане убеждения моделью мировозрения. Которая как раз и определяется "Книгами Учения".
Теперь о приведенной тобой главе.
Ну опять этот христианский принцип "своеволия", ё- мое. Нету такой особенности мышления хим- зависимых, как своеволие. Большинство нормальных людей не очень- то терпимы к контролю своей жизни со стороны других людей. И большинство нормальных людей проявляют своеволие - и правильно делают. К примеру, я сталкиваюсь с проблемой. Я ищу пути ее решения ПО своей воле. Это мой осмысленный волевой акт - решить проблему. Путаница в терминологии, из- за этих бучманистких корней.
Есть "упертость и слепота" - это одно, а своеволие совершенно другое.
То, что придерживание старых неадекватных идей приводит зачастую к печальному результату - так это ОБЩИЙ принцип для всех людей. Закон эволюции - организмы не обладающие способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям вымирают. Этот же принцип относится и к религиям, и к социально- экономическим системам. Если они цепляются за догму не принимая в расчет изменяющейся жизни - они умирают.
Цитата из статьи:
"определение: "Своеволие - это презрение или сопротивление любым идеям, которые не согласуются с нашими собственными". " - это опять же не своеволие. Это называется "субъективизм".
АА- евцы кстати также сопротивляются идее самостоятельного выздоровления даже без попытки проанализировать возможность такового. Религиозные люди приходят в ярость от идеи что Бога в их представлении возможно и нет. Только в науке пожалуй люди склонны сначала исследовать - а затем делать выводы, посколку обладают методологией объективного мышления.
И сопротивление лечению, отрицание проблемы - это опять же не своеволие, а просто один из симптомов болезни.
Далее, приколпачивание к своеволию эгоизма - это
пустое морализаторство. Эгоизм НЕ является причиной алкоголизма так же, как он не является причиной невроза или пневмонии.
Там где идет перечисление характеристик своевольных людей - опять все перепутано, это характеристики невротической личности (а то и психотической). Дальше - из книги ДАО - все совершенно верно - выживают и живут полноценной жизнью только гибкие открытые системы.
Но вот "Лекарство" - опять блин "сдайтесь тем кто. .. работайте над программой. .. ". Ну елки палки. .. сначала сдались алкоголю, потом программе. . короче вся жизнь сплошная капитуляция.
И кстати многое в АА рационально - нормальные механизмы групповой психологии. Впрочем - опять детали - я понял что ты имеешь в виду. Вероятно, дело как раз в этом - кому то иррациональный метод подходит - а кому то нет.
Гарри М. Тибота (Тайболта)
"Капитуляция, дорога выздоровления". ..
помогите, пожалуйста. ..
есть текст на иврите, но материал достаточно сложный,
а на неродном языке читать еще тяжелее. ..
заранее спасибо.