В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

терапевт | 03.ru - медицинские консультации онлайн

 

терапевт

00:11 22-07-2000 / not found, обратиться

В.В.Василенко: О ПАМЯТИ (2).

СТОИТ ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ МОЗГ РАБОТАТЬ?

Многие специалисты считают, что чем больше вы заставляете свой мозг мыслить, тем дольше он будет верно вам служить
Роналд Л. Грэхэм, 57-летний математик, работающий в Американской телефонной и телеграфной лаборатории Белла в Муррэй-Хилле, штат Нью-Джерси, изучает японский язык и играет в гольф. Он научился говорить по-китайски, бросать бумеранг, играть на пианино и обыгрывать большинство своих соперников по настольному теннису. Он также умеет жонглировать и делать стойку на руках.
Что заставляет его овладевать все новыми и новыми навыками? Грэхэм хочет, чтобы его мозг работал не переставая и был в состоянии решать сложные математические задачи. Изучая китайский, говорит он, "вы заставляете свои мозги шевелиться совсем в другом направлении". Жонглировать четырьмя или пятью мячами одновременно, подбрасывая их при этом на высоту трех разных уровней, "как ни странно, очень трудно для мозга", прибавляет он. Это требует от него полной концентрации внимания. Грэхэм считает, что чем больше он будет загружать свой мозг, тем эффективнее тот будет работать.

В данном случае к мозгу применимо понятие "использовать или утратить". Сторонниками этой идеи становятся все больше нейроспециалистов и психиатров. Они считают, что если мозг загружать чтением, захватывающим хобби или работой - за деньги или для души, - то человек может сохранить живость и остроту ума до преклонного возраста.
Хотя человеческий мозг и претерпевает с возрастом изменения, специалисты не уверены, оказывает ли это влияние на способность думать и логически рассуждать. По словам специалиста по проблемам старения д-ра Джина Казна, исполняющего обязанности директора Национального института по вопросам старения (НИВС), федерального научно-исследовательского учреждения в Бетесде, штат Мэриленд, сегодня уже не считается, что с возрастом умственные способности людей ослабевают. "Многие изменения, которые раньше считались возрастными, - объясняет д-р Коэн, - теперь приписывают болезням или даже воздействию лекарств".
До недавнего времени исследователи не задавались вопросом, сохраняют ли некоторые люди остроту ума в пожилом возрасте потому, что они здоровы, или потому, что они постоянно нагружают свой мозг работой. Вот почему столь непривычно выглядело исследование, опубликованное в 1990 году д-ром Джоном Стирлингом Мейером и его коллегами в Медицинском Колледже Бэйлора в Хьюстоне. В течение четырех лет они наблюдали за группой здоровых людей пожилого возраста, пытаясь установить, ведет ли умственная леность к упадку интеллектуальных способностей.

В начале исследования всем 83 его участникам было около 65 лет, и все они еще работали. Ученые провели обычное неврологическое и психологическое обследование и измерили приток крови к мозгу. Все показатели были в норме для их возраста. Впоследствии треть испытуемых продолжила работу, другая треть вышла на пенсию, сохранив при этом физическую и умственную активность, остальные же, выйдя на пенсию, стали вести пассивный образ жизни. По истечении четырех лет "пассивная" группа показала самый низкий уровень притока крови к мозгу. Эти люди также значительно хуже, чем первые две группы, справились с тестами на проверку умственных способностей.
- Я определенно вижу здесь причинно-следственную связь, - говорит 69-летний невролог д-р Мейер. - Единственное, что отличало этих людей друг от друга, это уровень их активности. В настоящее время проводятся другие исследования подобного рода, однако результаты могут подтвердиться лишь через много лет. Между тем представление, что можно сохранить свои умственные способности, постоянно используя их, отнюдь не бесспорно. Оно в основном опирается на результаты экспериментов над животными.

Нейробиолог Карл У. Котман из Калифорнийского Университета в Эрвине рассказывает об исследовании, при котором у крыс, чью активность стимулировали различными приспособлениями вроде "вертящегося колеса" и которые росли в обществе других крыс, между клетками головного мозга образовалось на 26 процентов больше связей, чем у крыс, росших в одиночестве в пустых клетках. У грызунов, выросших в однообразной среде, связи между клетками головного мозга стали формироваться тогда, когда их начинали стимулировать. У тех крыс, которые выросли в благоприятной для развития среде, эти связи распадались, стоило только убрать стимуляторы. Котман утверждает, что степень сложности и направление связей зависят от стимуляции и что "на ранней стадии развития именно активность влияет на то, где и как формируются связи. В последнее время считается, что эти связи видоизменяются на протяжении всей жизни".

Нейробиолог Завей Хачатурян, заместитель директора отдела неврологии и нейропсихологии старения Национального института по вопросам старения, изучал мозговую деятельность кошек. Он обнаружил, что, когда он что-то ставил перед животными, у них стимулировались не только зрительные, но и слуховые сегменты коры головного мозга. Мозг не поделен на изолированные отсеки, говорит исследователь. Это одна из причин, почему до сих пор нет точных данных по поводу того, совершенствуется ли интеллект при занятии сразу несколькими видами деятельности или же только одним, например ежедневным чтением серьезной литературы. Тем не менее Хачатурян высказывает предположение, что, нагружая различные участки своего мозга, человек может побудить нервные клетки создавать такие связи, которые без этого никогда бы не возникли.

Исследователи установили, что, когда люди заняты умственной деятельностью, в их мозге происходят биохимические изменения, повышающие эффективность таких его познавательных функций, как внимание и память. Это справедливо для любого возраста, говорит психолог Герберт Вайнгартнер, специалист по проблемам старения, бывший сотрудник НИВС.
Люди живо воспринимают "ту информацию, которая заставляет их думать о том, что их интересует, - говорит Вайнгартнер. - Тот, кто был более активен на своем веку, обнаружит, что к старости он сохранил куда больше способностей к познанию, чем тот, кто предавался умственной лени".
Многие специалисты настолько убеждены в преимуществах нагрузки на мозг, что сами следуют этой теории. - Совсем не обязательно заучивать наизусть огромные пласты информации, - говорит психолог Джеймс Фозард, заместитель директора НИВС по научной части. - Большинству из нас не требуются подобные навыки. Такая сугубо специальная тренировка гораздо менее интересна, чем способность сохранять ясность и живость ума. Фозард и его коллеги говорят, что дают мозгу нагрузку, занимаясь разными видами умственной деятельности, и потому, что им это нравится, и потому, что они готовы биться об заклад, что разнообразие в занятиях повышает эффективность работы мозга. 62-летний Фозард в свободное время играет на тромбоне и руководит джазовым оркестром. 55-летний Хачатурян изучает иностранные языки, занимается столярным делом и чинит машины. 52-летний Котман рисует пейзажи и кладет стены из камня. "Когда я этим занимаюсь, - говорит он, - я начинаю яснее мыслить".
Джин Коэн предлагает, чтобы люди в пожилом возрасте занимались умственной и физической деятельностью и в одиночку, например чтением, прогулками или плаванием, и в коллективе - танцами, бриджем или теннисом. Коэн говорит, что нам часто советуют с возрастом оставаться физически активными, однако пожилые люди должны сохранять и умственную деятельность. Те, кто этому следует, имеют больше шансов сохранить свои интеллектуальные способности и быть более счастливыми и уравновешенными. "Дело в том, что мы должны делать и то, и другое, - говорит Коэн. - Интеллектуальная деятельность реально влияет на жизнеспособность и размер клеток головного мозга".
Математику Роналду Грэхэму объяснять это не требуется. "Суть учения, - говорит он, - заключается в том, что вы узнаете, как нужно учиться, и продолжаете учиться дальше. Стоит перестать учиться - и вы начинаете умирать".

(Дж.Колата, Reader's Digest)

Ответить

Имя

Населенный пункт

Captcha

<== Цифры на картинке слева:
Получать ответы на e-mail:

  Подписаться без сообщения


Rambler's Top100