Статьи всех конференций.
Как приучить ребенка к…
Не обязательно к горшку. Я хочу сказать вообще про приучение ребенка любого возраста к чему бы то ни было. Если вы хотите чтобы он убирал в комнате, чистил зубы без напоминаний, выносил мусор, ел при помощи ножа и вилки, не бросал где попало одежду. Да, ну и горшок, конечно.
Ситуация решается в два шага. Выполнение каждого шага может занять немало времени, но сама схема очень проста.
Шаг первый. Включение и отработка навыка. Проще говоря – все делаем сами и вместе с ребенком. Пример: вы хотите, чтобы ребенок аккуратно ел за столом, не чавкал, говорил «приятного аппетита» и пользовался салфетками, а не рукавом.
Начните первыми. Подражательность касается всего, чему вы хотите научить ребенка (или от чего хотелось бы отучить). Если не хотите, чтобы ваш ребенок начал курить, не курите сами. Хотите, чтобы он читал побольше и без понуканий – читайте хорошие книги.
Итак, первым шагом будет соблюдение всех этих правил всеми остальными членами семьи, кроме (пока что) ребенка.
Те, кто ищет простых путей, могут дальше не читать. Если папа ест руками все, кроме бульона, вы никогда не сможете требовать от своих детей хороших манер.
Дальше (мы все еще на шаге первом) – вы потихоньку начинаете подключать ребенка к общему делу. Психика детенышей устроена таким образом, что они учатся подражательно – «делай, как все в нашей стае». Поэтому инструкция «убери комнату» не работает, а инструкция «мы все убираем свои вещи, делай как мы» - работает.
Время имеет значение. Принцип подражания работает именно в раннем детстве. Маленький детеныш хочет чувствовать себя в своей стае. Подрощенный - ищет свою стаю. Поэтому подростки находят себя в подражании сверстникам и/или кумирам вне семьи; они стремятся отделиться от родительской семьи, в том числе и нарушая семейные правила.
Есть ситуации, когда выработку навыка надо начинать буквально с совместных действий. Чистка зубов – стоять рядом, подавать щетку, подбодрять, помочь почистить зубы. Приучение к порядку в комнате тоже хорошо начинать с совместной уборки. Не надо бояться, что ребенок так и не научится самостоятельно выполнять то, что привык делать с вами вместе. Ему просто нужно время для того, чтобы выполнение вашего задания стало приятной привычкой, а не повинностью. Со временем вы перейдете к шагу второму.
Шаг второй. Постепенно отдаем ребенку ответственность и инициативу. Разберем этот шаг на примере уборки в комнате. Вы уже приучили ребенка убирать ее вместе с вами. Уборка и наведение порядка стали для вас привычкой, а не полем битвы. Теперь потихоньку начинайте отдаляться. Начните прибираться вместе, но отойдите ненадолго – например, нужно срочно позвонить. Скажите, чтобы продолжал без вас, вы скоро вернетесь. Через 10-15 минут вернитесь и похвалите за сделанное, не критикуйте ошибок.
Поощрение. Похвалы не должны быть чрезмерными – ваша аффектация по типу «О чудо! Ты мой маленький гений! итп» не поддержит, а напугает ребенка. Лучшая похвала несет следующее послание: «Молодец, хорошо все сделал, мы были уверены, что ты справишься».
Если ребенок, когда вы ушли, перестал заниматься делом и начал играть, не ругайте его. И отойдите в следующий раз не на 15, а на 5 минут.
Так постепенно увеличивается интервал, в который ребенок выполняет задание самостоятельно.
Если не получается. Дайте ребенку время, некоторые дети обучаются медленно, другие схватывают на лету. Это не имеет отношения к уровню развития ребенка, но связано исключительно с его темпераментом – врожденными особенностями характера. Изменить темперамент нельзя, поэтому вам нужно подстраиваться под потребности вашего ребенка. Если вам это удастся, ребенок сможет развиваться в идеальном для него темпе. Если вы будете подгонять ребенка под свой стереотип, вы, наоборот, можете замедлить его развитие.
7 Лучших Способов Отбить у Ребенка Охоту к Чему Угодно:
© Н.Писаренко
Автор статьи: Писаренко Наталья Александровна