В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

Семья на приеме у психолога.

 

Статьи всех конференций.

Семья на приеме у психолога.

С чего начинается работа психолога с вашим ребенком?
1. Ваш визит к психологу, скорее всего, начнется с телефонного звонка. Часто родители волнуются во время первого разговора по телефону, потому что не знают, о чем их могут спросить. Будьте готовы вкратце изложить суть проблемы – возраст ребенка, основные жалобы. Упомяните, наблюдался ли ребенок у других специалистов – психологов, неврологов, логопедов итп. Цель разговора – дать психологу общее представление о вашей проблеме и договориться о времени приема.

2. Не забудьте захватить с собой на прием заключения и выписки. Полезно взять, если есть, несколько детских рисунков. Я обычно прошу взять от 3 до 7 рисунков, наиболее характерных для ребенка, либо таких, которые, как кажется родителям, отражают происходящее с ним. Полезно заранее составить список вопросов, особенно волнующих тем - на первой встрече люди часто волнуются, и многое просто вылетает из головы. Блокнот с записями поможет вам чувствовать себя увереннее.

3. В зависимости от вашей конкретной ситуации (проблемы, возраста ребенка итд) вас могут попросить прийти на первый прием с ребенком или без него, остаться за дверями кабинета или присутствовать при первом разговоре с ребенком. Чаще всего я прошу маму изложить свои жалобы в присутствии ребенка, вкратце рассказать историю его жизни. В это время ребенок сидит у нее на руках или рядом, может отойти – поиграть в специальной зоне в кабинете, порисовать. Стандартное время приема – 1 час.

Как это выглядит?
1. Обычная (хотя и необязательная) практика работы с ребенком предполагает встречи (их еще называют сессиями или занятиями) с ребенком 1 или несколько раз в неделю. Сессия традиционно длится 50-60 минут. Мама/родители ребенка тоже встречаются с психологом – 1 или 2 раза в месяц, чтобы обсудить происходящее с ребенком, задать вопросы.
2. На сессии ребенок может играть, рисовать, рассказывать о своих делах, снах, фантазиях. Иногда ребенку нужно помолчать или заплакать. Если по возвращении домой он захочет вам что-нибудь рассказать, выслушайте его, но не старайтесь расспрашивать. Если он ничего не рассказывает, это нормально, не нужно пытаться разузнать подробности. Если вы видите, что ребенок чем-то встревожен после сессии, предложите ему упомянуть об этом на следующей встрече.

Сколько это будет продолжаться?
1. Работа с ребенком может быть краткосрочной – если его проблема не имеет глубоких корней. В таком случае вам потребуется несколько сессий. В иных случаях нарушения могут иметь более серьезный характер, тогда для их коррекции потребуются месяцы. Обычно после первых занятий психолог уже может судить о темпе, в котором работает ваш ребенок.
2. Бывают случаи, когда очевидна связь проблем ребенка с состоянием родителей (чаще всего – мамы), в таких случаях психолог может рекомендовать родителям/маме встретиться несколько раз отдельно, чтобы заняться их личными проблемами. Бывают ситуации, когда прежде, чем начинать работать с ребенком, психолог предлагает маме серию консультаций. Такая практика во много раз повышает эффективность работы с ребенком. Однако это не означает, что психолог, работающий с вашим ребенком, становится вашим психологом. Если вам показана психотерапевтическая помощь, психолог вашего ребенка может сообщить вам об этом, порекомендовав вам кого-либо из своих коллег. В мировой практике не принято работать одновременно с членами одной семьи. Если вам предложили такой вариант – это повод задуматься о компетентности вашего психолога.

Обратите внимание!
1. Детский психолог – это психолог, работающий с детьми в настоящее время/в данном месте. Это не означает, что он не умеет работать со взрослыми. Если вам говорят «я - детский психолог, со взрослыми не работаю, т.к. меня этому не учили», - ищите другого специалиста. То же самое относится к ситуации, когда вам предлагают медикаментозное лечение. Психолог не выписывает лекарств. 

2. Психолог-консультант может оценить ситуацию и дать совет. В некоторых случаях этого достаточно. Если же вы хотите, чтобы с вашим ребенком провели курс психокоррекции, уточните, будет ли ваш специалист этим заниматься, есть ли у него клинический опыт и соответствующая квалификация.   

3. Если вы обращаетесь к психологу впервые, вы вправе спросить о его квалификации, опыте работы (особенно со случаями, подобными вашему), о его взглядах на ваши проблемы. Объяснения должны быть понятными, излагаться человеческим языком. Любые умолчания, колебания, изобилие научной лексики, тем более апелляции к эзотерическим теориям должны вас насторожить.

(Я ничего не имею против эзотерических увлечений, но всему должно быть свое место. Если вам объясняют, что ваш ребенок гиперактивен потому, что он Стрелец, вы напрасно теряете время и деньги).

4. Важно, чтобы психолог, работающий с вашим ребенком, был симпатичен вам как человек. Неприязнь к малознакомому человеку, конечно, можно подавить, но это сильно помешает вашему контакту. Работа с ребенком от этого будет малоэффективной.

 

Автор статьи: Писаренко Наталья Александровна



Rambler's Top100