Статьи всех конференций.
— Близорукость считается болезнью отличников, так ли это на самом деле?
— Это довольно распространённое заблуждение, и хорошие отметки вовсе не обязательно приведут к ношению очков. В данном случае всё зависит от степени интенсивности нагрузок на глаза. Отличники, как правило, работают с неподвижными объектами — книгами, а это не вызывает таких зрительных перегрузок, как динамичные светящиеся объекты: компьютерные программы и электронные игрушки.
— Кто входит в группу риска по зрению?
— Прежде всего, дети близоруких родителей; живущие в маленьких квартирах, где нет достаточного освещения; те, кто предпочитает сидеть дома и мало гулять на свежем воздухе; и конечно, любители «зависать» возле компьютера часами.
— Как сохранить зрение школьника?
5 золотых правил:
Самое главное — 1. Делать частые перерывы при зрительных нагрузках и давать отдых глазам. Если это перемена, не сидеть на месте, а пройтись, разглядывая и останавливая взгляд на различных предметах вдали. И ни в коем случае не пытаться быстро повторить заданный материал (это нужно делать накануне).
2. Соблюдать гигиену зрения. Учитель должен пересаживать детей с дальних парт на ближние и наоборот, хотя бы 1 раз в 3 месяца.
3. Организовать нормальное освещение как в школе, так и дома. Если ребёнок делает уроки вечером, то на рабочем столе должна стоять лампа (60 Вт), свет падать с левой стороны, к тому же обязательно гореть ещё и общий свет (лампочка не менее 100 Вт).
4. После школы — час прогулки, чтобы дать восстановиться нормальному тонусу зрительных мышц.
5. Не реже 2-х раз в год осмотр у окулиста, чтобы вовремя выявить случаи перегрузки зрения и назначить адекватное лечение.
—А насколько эффективны различные упражнения для глаз?
— Гимнастика для глаз полезна, но, к сожалению, её мало кто делает. Вообще в условиях сегодняшних интенсивных зрительных нагрузок, смотреть вдаль просто необходимо, это приводит к расслаблению глазных мышц. Вот почему школьников, периодически глядящих в окно, не следует одёргивать и приструнивать.
И если учитель 2-3 минуты на переменке (а не на уроке) уделит тому, чтобы учащиеся остановили взгляд на удалённом предмете, уже будет неплохо.
— Какие продукты и витамины помогут сохранить зрение школьников?
— Витамины как таковые (например, черника в таблетках и т.п.) сохранить зрение не помогут. Но так как питание школьников не может похвастаться сбалансированностью и обилием полезных веществ, поэтому мы советуем принимать поливитамины с октября по май — в период возможного гиповитаминоза. Уделять особое внимание чернике, моркови, петрушке особенно не следует. Эти продукты нужно включать в рацион, чтобы содержащиеся в них витамины не были в дефиците в организме, но их профилактический эффект при перегрузке зрения сильно преувеличены.
— Сколько времени ребёнок с нормальным зрением может проводить за компьютером и смотреть телевизор?
— До 3-го класса мы вообще не рекомендуем использовать компьютер, потому что зрительные мышцы лишь начинают адаптироваться к усиленным нагрузкам. Если это и допускается в виде развития, а не игрушек, то только в субботу-воскресенье и то 1-1,5 часа за все выходные. Ни в коем случае нельзя использовать компьютер в дни школьных занятий, что у нас, к сожалению, происходит повсеместно.
В старших классах компьютер уже стал необходимой вещью для подготовки домашнего задания, поэтому деваться некуда. Но если речь идёт о развлечениях и играх, то не более 2-х часов за два дня отдыха от школы.
С телевизором примерно тоже самое, правда, он не так сильно напрягает зрение, как компьютер, потому что расположен достаточно далеко (зависит от величины экрана).
— На каком расстоянии от глаз должны находиться тетрадка и учебник, чтобы не портилось зрение?
— По нормам 40 см, чтобы минимизировать нагрузку на зрительные мышцы. Но вся проблема в том, что сейчас в школах не используются наклонные парты для младших классов, благодаря которым ребёнок учился держать спину прямо, прижимаясь к спинке скамьи, и таким образом удалялся от учебников, лежащих перед ним. Если такой тип парт удалось вернуть в школу, то многих проблем со зрением и осанкой можно было бы избежать.
— Канадские учёные утверждают, что младшим школьникам лучше носить контактные линзы, чем очки. Насколько это оправданно?
— Замена контактными линзами очков возможна в тех случаях, когда ребёнок стесняется очков и отказывается их носить или ведёт достаточно активный образ жизни — например, занимается теннисом или другими подвижными видами спорта. Делать это в очках достаточно сложно и неудобно. Но тут надо учитывать несколько моментов: непереносимость линз у детей достаточно высока, к тому же они нерегулярно и не всегда хорошо соблюдают правила личной гигиены, а значит, угроза инфекционного воспаления роговицы глаза есть всегда. В этом плане очки — самый лучший выход.
— Большинство детей стесняются носить очки, как решить эту проблему?
— Сначала надо выяснить, почему, а потом попытаться объяснить, что делать этого не стоит. Вот 3 аргумента, которые работают в 95% случаев:
1. Главное в жизни, чтобы тебе было комфортно, а для этого необходимо хорошо видеть, что происходит вокруг. Если ты не узнаёшь знакомых людей с трёх метров или не видишь номера автобуса, то это не только неприятно, но может быть опасным для жизни, например, при переходе дороги на другую сторону.
2. Уже давно во всём мире очки признаны одним из аксессуаров, который призван украшать человека, а не уродовать его лицо. Хорошей оправой даже можно поправить какие-то черты лица, придать образу некий шарм.
3. Те, кто дразнят тебя «очкариком», не совсем умны и дурно воспитаны. И в данном случае здоровье важнее, чем реакция на «обзывалки» недалёких людей.
— Энергосберегающие лампочки прекрасно снижают расход электроэнергии, но так ли они безопасны для глаз?
— Я считаю их совершенно адекватной заменой света, никакого вреда глазам они не наносят. Раньше были распространены мелькающие лампы — вот они как раз совсем не безопасны для зрения.
— Сейчас в школах появились белые доски, насколько они хороши? И влияет ли цвет доски на зрение учащихся?
— Зелёная доска или коричневая — не имеет значения, важно, чтоб был контраст между цветом фона и тем, чем пишут (мелом или маркером). Написанное должно быть хорошо видно со всех парт, ведь шестёрку с девяткой всегда можно перепутать, если она нечётко написана. Школьная доска не должна бликовать и блестеть, вот почему современные светящиеся доски — однозначно плохо. А все остальные, в том числе электронные доски и проекторные системы, вполне приемлемы.
Автор статьи: Скрипец Петр Петрович