В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

Клиника психических расстройств и организация психиатрической помощи при террористическом взрыве в Волгодонске.

 

Статьи всех конференций.

 Террористический акт (взрыв, расчетная мощность которого соответствовала 1500 кг тротиловой массы), совершенный в г.Волгодонске Ростовской области ранним утром, в 5 часов 53 минуты 16-го сентября 1999 года, привел в полному разрушению одного дявитиэтажного 36-квартирного жилого дома, значительным повреждениям еще 42 жилых зданий, двух больших школ, детского сада, здания ОВД, уничтожению или значительным повреждениям 5450 квартир с уничтожением и/или повреждением в них имущества 14933 граждан. При этом погибли 17 человек, в т.ч. 2 психически больных, состоявших на учете в ВПНД, более 100 получили повреждения различной степени тяжести, повлекшие их госпитализацию.
    Группа оперативного психолого-психиатрического реагирования (такая нештатная группа – ГОППР – создана на базе кафедры психиатрии РГМУ и привлекается к работе при массовых психогенных поражениях в случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических акций), функционирующая при вице-губернаторе Ростовской области, курирующем социальную сферу, уже через три часа была на месте и совместно со специалистами ВПНД приступила к организации и оказанию специализированной помощи пострадавшим.
    Согласно проведенным расчетам ожидалось обращение за психолого-психиатрической помощью (ППП) 10% непосредственно пострадавшего населения (около 1500 человек). Именно на эту цифру ГОППР сориентировала местные власти. МЗ и психиатрическую службу Ростовской области. Амбулаторно же обратилось 1684 человека, из них 371 ребенок. В психиатрическом стационаре было пролечено 15 человек в возрасте от 18 до 63 лет. Из них 11 – впервые в жизни по поводу острых реактивных психозов. У девяти диагностированы депрессивные и параноидные психозы, у одного – псевдодеменция и у одной женщины 57 лет, двое родственников которой погибли – тетрапарез. Четверо поступили повторно. У всех них обострение не психогенного заболевания – шизофрения (2), эпилепсия (1), органическое расстройство личности (1), было спровоцировано стрессом.
    Работа ГОППР началась с расчета контингентов пораженных с определением специфики психогенных воздействий и прямых их психиатрических последствий. Были выделены группы лиц: 1. Получивших стресс в связи с: а) гибелью и тяжелыми травмами близких людей; б) разрушения жилья и значительным материальным ущербом, отягощенным приближающейся зимой; в) осознанием своей незащищенности и реальной внезапной угрозы – своей и близких; г) возникновением косметических дефектов у женщин молодого возраста  (в результате действия взрывной волны, «прогулявшейся» практически по всем поврежденным квартирам, одним из основных повреждающих факторов были многочисленные осколки стекла и щепки). 2. Психогенные возникновения или обострения психических расстройств у психически больных или лиц высокого риска (психопатических или с выраженной акцентуацией личностей). 3. Получивших баротравму в результате воздействия одного из основных повреждающих факторов – удара мощной взрывной волны.
    Подобный анализ позволил разработать и успешно реализовать конкретные задачи ППП пострадавшим, четко и дифференцированно обозначить и использовать силы, средства и методы этой помощи.
    ППП оказывалась в соответствии с разработанными нами ранее принципами: оперативности, индивидуальной (привязанной к конкретной чрезвычайной ситуации) научной обоснованности, дифференцированности, дестигматизации психиатрической помощи при работе с пострадавшими, этапности в организации и осуществлении ППП пострадавшим; делового сотрудничества и максимального использования местных сил; разумного взаимодействия местной психиатрической службы с центром; тесного взаимодействия и сотрудничества психиатрической службы с администрацией субъекта РФ; разумной длительности.
    Психические расстройства у пострадавших в большинстве своем были типированы в рамках непсихотических психогенных состояний (острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, расстройство адаптационных реакций, баротравма).
    У 71,2% обследованных обнаружен признак, названный нами синдром фиксированного времени. В данном случае «фиксировалось» время взрыва: пациенты внезапно, как от толчка пробуждались между 5 и 6 часами утра с острым чувством опасности, ожидания несчастья, мышечным напряжением, сходным с легкой дереализацией восприятием окружающей обстановки, которая казалась пугающей, наводящей тревогу, враждебной, что сопровождалось вегетативными расстройствами (парестезии, тахикардия, повышение привычных цифр кровяного давления, озноб, одышка с чувством нехватки воздуха, гипергидроз) и легкой ажитацией.
    ППП оказывалась этапно в: кабинете неотложной психологической помощи, созданном в непосредственной близости от эпицентра взрыва, в кабинетах ВПНД, в дневных психоневрологических стационарах – для взрослых и для детей и подростков, в психиатрическом отделении круглосуточного пребывания.
    Получен положительный результат.

http://www.grazuma.ru

 

Автор статьи: Галкин К.Ю.



Rambler's Top100